Поиск

Форма входа

ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРЕННЕМ МОНИТОРИНГЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В МОБУ УГЛОВСКОЙ СОШ

РАССМОТРЕНО

протокол педагогического совета

от__________ №_______

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы _______ А. Г. Данилов             

 «          »____________2015 г.

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВНУТРЕННЕМ МОНИТОРИНГЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В МОБУ УГЛОВСКОЙ СОШ

 

  1. 1.     Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования (далее -  Положение) определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в МОБУ Угловской СОШ  (далее – Учреждении), регламентирует порядок проведения мониторинга и служит информационным обеспечением образовательной деятельности Учреждения.

1.2. Мониторинг осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», действующими правовыми и нормативными документами Министерства образования и науки РФ, Министерства образования Амурской области, уставом МОБУ Угловской СОШ и настоящим Положением, в целях совершенствования организационного и методического обеспечения  образовательного процесса  оценки качества образования.

1.3.Система внутреннего мониторинга качества образования представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности образовательных программ.

1.4. В настоящем положении используются следующие термины:

Мониторинг - систематическое отслеживание процессов, результатов, других характеристик образовательной системы для выявления соответствия (или не соответствия) ее развития и функционирования заданным целям.

Система мониторинга качества образования – система сбора, обработки, анализа, хранения и распространения информации об образовательной системе и ее отдельных элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления качеством образования, позволяет судить о состоянии системы образования в Учреждении в любой момент времени и обеспечить возможность прогнозирования ее развития.

Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.

1.5. Мероприятия по реализации целей и задач внутреннего мониторинга планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательного процесса Учреждения и Программы мониторинга качества образования Учреждения.

1.6. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:

¾    образовательная статистика;

¾    промежуточная и итоговая аттестация;

¾    мониторинговые исследования;

¾    социологические опросы;

¾    отчеты работников Учреждения.

1.7. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников Учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству.

 

2. Цели и задачи системы внутреннего мониторинга

2.1. Целью мониторинга является сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы образования в Учреждении и основных показателях ее функционирования для определения тенденций и качества развития образования, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.

2.2. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

¾    формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии качества образования в Учреждении;

¾    координация деятельности всех участников мониторинга;

¾    оперативное выявление соответствия качества образования требованиям федерального государственного образовательного стандарта в рамках реализуемых образовательных программ по результатам входного, промежуточного, итогового мониторинга;

¾    своевременное выявление пробелов в изученных темах и составление планов их коррекции;

¾    выявление действующих на качество образования факторов, принятие мер по устранению отрицательных последствий;

¾    построение рейтинговых внутриучрежденческих показателей качества образования (по ступеням обучения, по классам, по предметам, по учащимся внутри классов внутри каждой ступени).

¾    формулирование основных стратегических направлений развития образовательного процесса на основе анализа полученных данных;

¾    использование полученных показателей для проектирования и реализации вариативных образовательных маршрутов учащихся, выявления одаренных детей;

¾    использование полученных результатов для определения качества работы педагогов при распределении стимулирующей части оплаты труда.

 

3. Объекты мониторинга

Объектами мониторинга являются образовательные результаты, ресурсы и  условия образовательного процесса, имеющийся нераскрытый потенциал.  (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)

     

3.1. Образовательная среда:

  • контингент учащихся, его дифференциация;
  • кадровое (педагогическое) обеспечение;
  • родители (образовательный, социальный, культурный уровень);

 

3.2. Ученик (класс, классы):

¾    степень адаптации к обучению обучающихся 1-х, 5-х, 10-х классов;

¾    уровень обученности обучающихся (по всем предметам);

¾    качество подготовки выпускников и уровень реализуемых образовательных программ;

¾    уровень сформированности качества общеучебных умений и навыков;

¾    уровень работы с одарёнными детьми;

¾    состояние здоровья обучающихся.

уровень воспитанности учащихся;

-   учебные и внеучебные достижения учащихся;

 

3.3. Педагог / педагогический коллектив: 

  • уровень профессиональной компетентности;
  • качество и результативность педагогической работы;
  • уровень инновационной деятельности;
  • анализ педагогических затруднений;
  • результативность работы по аттестации педагогических работников;
  • самообразовательная деятельность;

 

 

3.4. Образовательный процесс:

  • анализ стартового, промежуточного и итогового контроля за уровнем учебных достижений учащихся;
  • учебные, образовательные программы, программы развития;
  • учебные планы;
  • рабочие программы;
  • годовой план;
  • инновационная деятельность;
  • организация питания;
  • выполнение режимных моментов

 

3.5. Воспитательная система:

  • воспитательные программы;
  • сведения о работе кружков, клубов, спортивных секций;
  • трудоустройство выпускников;
  • анализ профилактической работы;
  • сведения  о детских общественных организациях и объединениях;
  • диагностика воспитанности учащихся;
  • результативность воспитательной работы;
  • сведения об участии в конкурсах различного уровня;
  • взаимодействие с окружающим социумом;
  • организация работы спортивных секций, групп здоровья;
  • выполнение санитарных норм и правил организации образовательного процесса.

 

3.6 Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса:

  • психолого-педагогическая диагностика;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • индивидуально–дифференцированный подход к детям

 

4. Основные направления и виды мониторинга.  Организация и технология мониторинга.

 4.1. К основным направлениям системы мониторинга качества образования относятся:

¾      Мониторинг качества образования

¾      Мониторинг уровня социализации личности

¾      Мониторинг интересов учащихся

¾      Мониторинг образовательных потребностей учащихся, родителей

¾      Мониторинг уровня профессионализма педагогических кадров

¾      Мониторинг состояния здоровья учащихся

 

4.2. Мониторинг качества образования, организуемый по выбранным направлениям, использует различные виды измерений: педагогические, дидактические, социологические, статистические и др.

4.3. Мониторинг может осуществляться как по отдельным видам, так и в комплексе в зависимости от его целей и организационных возможностей.

4.4. На основании мониторинга фиксируется состояние качества образования Школы, прогнозируется ее развитие.

4.5.Организационной основой осуществления процедуры внутреннего мониторинга является Программа мониторинга качества образования Учреждения, где определяются форма, направления, сроки и порядок проведения мониторинга, ответственные исполнители. Программа мониторинга качества образования рассматривается на заседании Педагогического совета Учреждения в начале учебного года, утверждается приказом директора и обязательна для исполнения работниками Учреждения.

4.6. Виды мониторинга:

¾    по этапам обучения: входной, промежуточный, итоговый;

¾    по частоте процедур: разовый, периодический, систематический.

4.7. Для проведения мониторинга назначаются ответственные, состав которых утверждается приказом директора Учреждения. В состав группы мониторинга входят:

¾    заместители директора по учебно-воспитательной работе;

¾    заместитель директора по воспитательной работе;

¾    руководители методических объединений;

¾    классные руководители;

¾    учителя;

¾    педагог -  психолог;

¾    социальный педагог;

4.8. Проведение мониторинга предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах сбора, обработки, хранения и использования информации.

4.9. Реализация мониторинга предполагает последовательность следующих действий:

¾    определение и обоснование объекта мониторинга;

¾    сбор данных, используемых для мониторинга;

¾    обработка полученных данных в ходе мониторинга;

¾    анализ и интерпретация полученных данных в ходе мониторинга;

¾    подготовка документов по итогам анализа полученных данных;

¾    распространение результатов мониторинга среди пользователей мониторинга;

¾    структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и оперативное использование информации.

4.10. Общеметодологическими требованиями к инструментарию мониторинга являются валидность, надежность, удобство использования, доступность для различных уровней управления и общественности, стандартизированность и апробированность.

В 9, 11 классах в качестве КИМов могут использоваться демоверсии текущего года, подготовленные Федеральным институтом педагогических измерений  (ФИПИ).

Контрольно-измерительные материалы должны составляться на основе требований к программному материалу, включать спецификацию, кодификатор проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся.

4.11. Материалы для мониторинговых исследований разрабатываются заместителем директора по УВР и утверждаются на методических советах.

4.12. Процедура измерения, используемая в рамках мониторинга, направлена на установление качественных и количественных характеристик объекта.

4.12. Основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку системе образования, являются: анализ изменений характеристик во времени (динамический анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках образовательной системы (сопоставительный анализ).

4.13. При оценке качества образования в Учреждении основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение.

Экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.

Измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (тестов, контрольных работ, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым в Учреждении образовательным программам, ФГОСам.

4.14. Статистические данные должны быть сопоставимы:

¾    между собой (больше/меньше – лучше/хуже);

¾    с образовательным стандартами (соответствует /не соответствует).

Оценка строится на средних величинах при соблюдении динамики показателей.

Система оценки с использованием суммарных итоговых баллов позволяет построить линейный рейтинг педагогов, классов, что дает представление о месте относительно других и позволяет оценить реальное состояние как отдельного педагога (или ученика), так системы Учреждения в целом;

-        с возрастными особенностями.

4.15.Оценка качества образования осуществляется посредством:

¾      системы внутришкольного контроля;

¾      общественной экспертизы качества образования;

¾      лицензирования;

¾      государственной аккредитации;

¾      государственной (итоговой) аттестации выпускников;

¾      мониторинга качества образования.

4.16. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:

¾      образовательная статистика;

¾      промежуточная и итоговая аттестация;

¾      мониторинговые исследования;

¾      социологические опросы;

¾      отчёты работников школы;

¾      посещение уроков и внеклассных мероприятий.

4.17. Итоги мониторинга оформляются в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражаются в справочно–аналитических материалах, содержащих констатирующую часть, выводы и конкретные, реально выполнимые рекомендации.

4.18. Мониторинговые исследования могут обсуждаться на заседаниях педагогического совета, совещаниях при директоре, оперативных совещаниях, заседаниях методических объединений.

4.19. По результатам мониторинговых исследований разрабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения, издаётся приказ, осуществляется планирование и прогнозирование развития Учреждения.

4.20. Получаемая в процессе мониторинга информация должна отвечать следующим требованиям:

  • объективность –  должна отражать реальное состояние дел;
  • точность – иметь минимальные погрешности измерений;
  • полнота – источники должны быть оптимальными;
  • достаточность – объем информации должен позволить принять обоснованное решение;
  • систематизированность – иметь четкую структуру сбора, пополнения, отчетности и хранения;
  • оперативность – информация должна быть своевременной;
  • доступность – информация должна быть представлена в форме, позволяющей видеть реальные проблемы, требующие решения;
  • открытость – каждый субъект мониторинга может увидеть свой результат.

 

5. Распределение функциональных обязанностей участников мониторинговых исследований.

5.1. Группа мониторинга:

¾    участвует в разработке методики оценки качества образования;

¾    в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития Учреждения;

¾    проводит мониторинговые исследования;

¾    анализирует результаты мониторинга;

¾    ведет учет результатов мониторинга;

¾    вырабатывает рекомендации по устранению отмеченных недостатков

5.2. Заместители директора:

¾    устанавливают и утверждают порядок, периодичность проведения мониторинговых исследований;

¾    определяют пути дальнейшего развития Учреждения;

¾    обеспечивают на основе образовательной программы проведение в Учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;

¾    организуют систему мониторинга качества образования в Учреждении, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития качества; анализируют результаты оценки качества образования на уровне Учреждения;

¾    организуют изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования;

¾    обеспечивают предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования;

¾    формируют информационно – аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы Учреждения за учебный год, публичный доклад директора);

¾    принимают управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов.

5.3. Руководители методических объединений:

¾      участвуют в разработке методики оценки качества образования;

¾      участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы;

¾      участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов школы;

¾      содействуют проведению подготовки работников школы и общественных экспертов по осуществлению контрольно – оценочных процедур;

¾      проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию;

¾      готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне школы.

5.4. Классные руководители:

¾    проводят контроль за всеобучем каждого обучающегося;

¾    своевременно доводят итоги до сведения родителей;

¾    анализируют динамику развития личности каждого обучающегося;

¾    разрабатывают и предлагают обучающимся, родителям рекомендации по самооценке результатов обученности;

¾    своевременно представляют информацию в группу мониторинга.

¾    отслеживает и анализирует уровень заболеваемости обучающихся класса

¾    осуществляет мероприятия по контролю соблюдения санитарно–гигиенического режима в школе, охраны труда, здоровья и жизни обучающихся;

5.5. Учителя- предметники:

¾    определяют и анализируют уровень учебных достижений обучающихся по предметам по результатам рефлексии, тестирования, контрольных срезов;

¾    намечают пути повышения степени обученности обучающихся;

¾    своевременно предоставляют информацию в группу мониторинга.

5.6. Педагог-психолог:

¾    осуществляет диагностику психологических факторов процесса обучения;

¾    организует проведение психологического мониторинга;

¾    проводит социометрические исследования;

¾    разрабатывает и предлагает обучающимся, родителям  рекомендации по преодолению трудностей в образовательном процессе.

5.7. Социальный педагог:

¾    осуществляет контроль за всеобучем каждого обучающегося;

¾      разрабатывает мероприятия по профилактике отсева учащихся, профилактике зависимостей и детской преступности;

¾      исследует динамику данных о трудоустройстве выпускников и продолжении образования;

¾      содействует организации горячего питания в школе, ведёт учёт и осуществляет контроль за питанием детей льготной категории;

¾      своевременно предоставляет информацию в группу мониторинга.

 

6. Критерии измерения уровня достижений результатов деятельности школы.

6.1. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности.

6.2. Критерии представлены набором расчётных показателей, которые при необходимости могут корректироваться, источником расчёта являются данные статистики.

 


Критерии

Показатели

Качество образовательных результатов обучающихся (степень соответствия индивидуальных образовательных достижений и результатов освоения обучающимися образовательных программ государственному и социальному стандартам)

(внутренняя оценка)

Доля обучающихся, которые учатся на «4» и «5»

Доля обучающихся, имеющих одну «3» и одну «4»

Доля учащихся 5-х классов, подтвердивших (по сравнению с 4 классом) качество обучения по итогам года

Доля обучающихся, которые участвуют в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях

Доля учащихся, оставленных на повторный год обучения

Доля учащихся 9 классов, получивших документ об образовании

Доля учащихся 9 классов, получивших документ об образовании особого образца

Доля учащихся 11 классов, получивших документ об образовании

Доля учащихся 11 классов, получивших документ об образовании особого образца

Доля учащихся, окончивших ОУ со справкой.

Доля обучающихся, продолживших обучение в 10 классе в своей школе

Качество образовательных результатов обучающихся (степень соответствия индивидуальных образовательных достижений и результатов освоения обучающимися образовательных программ государственному и социальному стандартам)

(внешняя оценка)

Результаты независимой оценки выпускников средней школы (результаты ЕГЭ  и ОГЭ по предметам)

Средний балл ЕГЭ по школе

Доля выпускников, успешно сдавших ЕГЭ

Доля выпускников 11 классов, получивших на государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ 75 баллов и более

Средний балл итоговой ОГЭ по школе

Доля выпускников 9 классов, успешно сдавших ОГЭ

Доля обучающихся 11-х классов, реализовавших свои  образовательные запросы в профильном обучении

Доля выпускников, поступивших в учреждения высшего профессионального образования

Доля выпускников 11 классов, поступивших в учреждения среднего и начального  профессионального образования

Доля выпускников 9 классов, поступивших в учреждения среднего и начального  профессионального образования

Качество

организации образовательного процесса

Эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа ежегодных публичных докладов

Эффективность использования учебного оборудования

Оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения

Обеспеченность методической и учебной литературой

Библиотечный учебный фонд в расчете на одного учащегося

Оценка соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности

Оценка состояния условий обучения нормативам и требованиям СанПиН

Оценка открытости школы для родителей и общественных организаций через анкетирование  родителей

Состояние

здоровья

обучающихся.

 

Доля выпускников 4-х классов, сохранивших и повысивших группу здоровья (с момента поступления в школу)

Доля выпускников  9-х классов, сохранивших и повысивших группу здоровья (с момента поступления в школу)

Доля выпускников 11-х классов, сохранивших и повысивших группу здоровья (с момента поступления в школу)

Доля учащихся, не имеющих ухудшения по заболеваниям опорно-двигательного аппарата (сколиоз) с момента поступления в школу

Доля учащихся, не имеющих снижения зрения (с момента поступления в школу)

Доля учащихся, не болевших ОРЗ и гриппом за отчетный период

Количество случаев травматизма во время образовательного процесса

Доля учащихся, не болевших ОРЗ и гриппом за отчетный период

Доля учащихся  5-х классов, успешно  адаптировавшихся к обучению в школе  2 ступени

Доля учащихся 10-х классов, успешно  адаптировавшихся к обучению в школе  3 ступени

Доля учащихся 1-х классов, успешно  адаптировавшихся к обучению в школе  1 ступени

Соотношение доли детей, имеющих отклонение в здоровье до поступления в школу к доле детей с отклонениями в здоровье в возрасте 15 лет

Доля обучающихся, которые занимаются спортом

Доля обучающихся, которые занимаются в спортивных секциях

Качество

дополнительного образования

Степень   соответствия   программ   дополнительного   образования   нормативным требованиям

Многообразие направлений системы дополнительного образования;

Реализация направленности программ дополнительного образования, заявленной в лицензии

Доля обучающихся (%), охваченных дополнительным образованием

    Удовлетворенность обучающихся и родителей дополнительным образованием.

Качество

воспитательной

 работы

Положительная динамика развития классного коллектива

Доля учащихся с высоким и выше среднего УВ

Доля учащихся с высоким уровнем комфортности

Доля учащихся с высоким уровнем духовно-нравственных качеств учащихся

Доля  родителей с высокой степенью удовлетворенности воспитательным процессом

Доля родителей, вовлеченных в воспитательный процесс

Доля  победителей и призеров в  спортивных соревнованиях и творческих конкурсах муниципального уровня

Доля  победителей и призеров в  спортивных соревнованиях и творческих конкурсах регионального и федерального уровней

Положительная динамика развития  детского самоуправления

Положительная динамика количества правонарушений и преступлений обучающихся.

Доля выпускников, не работающих и не продолживших обучение, к численности выпускников

Профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования

 

Доля административно-управленческих и педагогических работников с высшим образованием

Доля учителей 5-11 классов с высшим образованием

Доля учителей начальных классов с высшим образованием

Доля  административно-управленческих и педагогических работников, прошедших обучение (не менее 72 часов) в отчетном году

Доля учителей, которые используют современные педагогические технологии

Доля педагогических работников, применяющих информационно-коммуникационные технологии

Доля педагогических работников, участвующих в  инновационной, экспериментальной деятельности школы в рамках проектов и программ учреждения

Доля педагогов, опубликовавших статьи, тезисы в профессиональных журналах и сборниках

Доля педагогических работников, имеющих первую квалификационную категорию

Доля педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию

Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации

Доля педагогических работников, выступавших на районных семинарах

Доля педагогических работников, принимавших участие в профессиональных конкурсах («Учитель года»  и др.)

Соответствие требованиям

к условиям обучения

Укомплектованность         педагогическими     кадрами,         имеющими необходимую квалификацию, по каждому из предметов учебного плана

Соответствие   нормам и требованиям СанПиН

Наличие столовой для организации горячего питания в соответствии с утвержденными нормами

 

6.3. Для проведения оценки качества образования из всего спектра получаемых в рамках информационной системы внутреннего мониторинга качества образования  показателей определяется набор ключевых показателей, позволяющих провести сопоставительный анализ образовательной системы школы. Совокупность показателей обеспечивает возможность описания состояния системы, дает общую оценку результативности ее деятельности.

6.4. С целью оптимизации деятельности по сбору и предоставлению статистической и иной ежегодной отчетности в рамках мониторинга качества образования руководители структурных подразделений обязаны обеспечить предоставление отчетов в соответствии с формами и в сроки, указанные в плане ВШК.

 

7. Участие общественности в оценке и контроле качества образования

7.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации:

¾     основным потребителям результатов СМКО;

¾     средствам массовой информации через публичный доклад директора школы;

¾     размещение  аналитических материалов, результатов  оценки качества образования на официальном сайте школы.

7.2.  Школьная система оценки  качества образования  предполагает  участие в осуществлении оценочной деятельности  общественности и  профессиональных  объединений в качестве экспертов. Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются нормативными документами, регламентирующими  реализацию процедур контроля и  оценки качества образования. 

 

8. Управление мониторингом

 

8.1. Руководство мониторингом качества школьной системы образования  находится в компетенции администрации Школы.

 

8.2.  Лица, осуществляющие мониторинг, несут персональную ответственность за достоверность и объективность представляемой информации, обработку данных мониторинга,  их  анализ и использование, распространение результатов.

 

8.3.  С учетом изменений, происходящих в образовании, возможны изменения  в системе показателей мониторинга, совершенствованию методов и направлений исследований.

 

8.4.      По результатам мониторинга готовятся аналитические материалы (отчеты,  служебные записки и т.д.), в формах,   соответствующих целям и задачам конкретных исследований.

 

8.5..  Контроль за проведением мониторинга осуществляет  директор Школы.

 

 

 

Локальные акты, сопровождающие программу ВМКО:

 

  1. «Положение об оценке образовательных достижений обучающихся»
  2.  «Положение о внутренней системе качества образования»
  3. «Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся»