Поиск

Форма входа

Адаптированная образовательная программа основного общего образования

 

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

            Адаптированная программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.

 

Пояснительная записка

Программа коррекционной работы  направлена на разрешение ряда проблем, возникающих при обучении и воспитании младших школьников в условиях начального и основного общего обучения. В числе проблем:

  • -несоответствия уровня психического развития ребенка возрастной норме;
  • -неготовности к школьному обучению;
  • -низкой познавательной и учебной мотивации;
  • -негативных тенденций личностного развития;
  • -коммуникативных проблем;
  • -эмоциональных нарушений поведения;
  • -дезадаптации в школе;
  • -неуспеваемости  и другие.

Цель программы: создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка и достижения планируемых результатов основной образовательной программы всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Основные задачи  программы коррекционной работы:

  1. Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии.
  2. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизиологического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии)
  3.  Развитие индивидуальных особенностей субъектов педагогического процесса; ранняя профилактика и своевременная коррекция недостатков и отклонений в психическом, психофизиологическом и личностном развитии детей; воспитание у каждого ребёнка уверенности в своих силах.

Программа коррекционной работы основывается на следующих принципах:

-принцип учета индивидуальных особенностей.

Индивидуальность ребенка характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт. Кроме того, к  индивидуальным особенностям относятся ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, интересы, склонности, способности, темперамент, характер. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности.

-принцип деятельностного подхода.

Данный принцип задает направление коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка.

-принцип нормативности развития.

Этот принцип заключается в учете основных закономерностей психического развития  и значения последовательности стадий развития для формирования личности ребенка. Коррекционная работа осуществляется по следующей схеме: что есть; что должно быть; что надо сделать, чтобы было должное.

-принцип педагогической экологии

заключается в том, что родители и педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия, на без оценочном отношении независимо от преобладания в нем   сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии,  глубокой любви и эмпатии,  уважении его личности, прав и свобод.

Коррекционная работа строится как  целостная система мер, направленных на создание комфортности в обучении младших школьников.

Обучение детей с ОВЗ проводится в условиях общего образования. Коррекционная работа  направлена на максимальное обеспечение преемственности начального и среднего звена. В среднем звене открывается интегрированный класс (согласно «Положению об интегрированном классе»).

Программа коррекционной работы предусматривает использование следующих документов:

- карта медико-психолого-педагогического сопровождения;

- диагностическая карта школьных трудностей;

- индивидуальный образовательный маршрут;

- дневник наблюдений.

Содержание программы

Программа коррекционной работы включает в себя три раздела, которые определяют направления и характер работы участников образовательного процесса.

Диагностический раздел

 Проведение диагностической работы классным руководителем   с целью выявления проблем и трудностей, отклонений в развитии детей, определении их причин.

Первый год обучения особенно труден для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагополучно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психического развития. Следовательно, необходимо проводить  наблюдение за адаптацией детей в течение первых двух-трех месяцев. Учитель строит свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации детей к школе. В соответствии с целью, задачами, содержанием данной программы в первом классе коррекционная работа осуществляется по следующим направлениям:

  1. Адаптация детей к школьной жизни.
  2. Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
  3. Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
  4. Способствование развитию основных мыслительных операций.
  5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
  6. Способствование развитию речи, овладению техникой речи.
  7. 7.     Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
  8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях учащихся.

 

Программа медико-психолого-педагогического  изучения ребёнка

 

Изучение

ребенка

Содержание работы

Где и кем выполняется

работа

Медицинское

Выявление состояния физического и психического здоровья. Изучение медицинской документации. Физическое состояние учащегося.

медицинский работник ФАП, педагог.

Наблюдения во время занятий, в перемены, во время игр и т. д. (педагог). Обследование ребенка врачом. Беседа врача с родителями.

Психолого-педагогическое

Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего развития.

Внимание. Мышление. Память.

Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время (учитель).

Специальный эксперимент (психолог). Беседы с ребенком, с родителями. Изучение письменных работ (учитель, логопед).

Социально-педагогическое

Семья ребенка. Состав семьи. Условия воспитания.

Умение учиться. Организованность, выполнение требований педагогов, самостоятельная работа, самоконтроль.

Мотивы учебной деятельности. Эмоционально-волевая сфера. Преобладание настроения ребенка.

Особенности  личности, интересы, потребности, идеалы, убеждения. Наличие чувства долга и ответственности.

Посещение семьи ребенка (учитель, соц. педагог).

Наблюдения во время занятий. Изучение работ ученика (педагог).

Анкетирование по выявлению школьных трудностей (учитель).

Беседа с родителями и учителями- предметниками. Специальный эксперимент (педагог, психолог). Анкета для родителей и учителей. Наблюдение за ребёнком в различных видах деятельности.

 

Профилактико - коррекционный раздел

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию УУД у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Коррекционно-развивающая работа включает: выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии; коррекцию и развитие высших психических функций; развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка и психокоррекцию его поведения;  социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. 

         Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.

Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях: создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом и психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки  обучающихся.

 

Направления и задачи коррекционной работы

 

Направление

Исследовательские задачи

Содержание и формы

Ожидаемые результаты

Диагностическое

Диагностика школьных трудностей обучающихся.

Изучение индивидуальных карт диагностики

Анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение.

Характеристика образовательной ситуации в школе.

Диагностические портреты детей (карты диагностики,  карты школьных трудностей).

Характеристика групп учащихся.

Профилактико-коррекционный

Проектирование образовательных маршрутов.

Консультирование учителей при разработке индивидуальных образовательных маршрутов

Индивидуальные карты медико-психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ.

Аналитическое

Обсуждение возможных вариантов решения 

проблемы.

Медико-психолого-педагогический консилиум

План заседаний медико-психолого-педагогического консилиума района.

 

 

Аналитический раздел

Подведение итогов коррекционной работы с каждым учащимся начальной школы. Объективная оценка личностных и учебных достижений ребенка  Мониторинг    результатов    обучения    детей    с    особыми    психофизическими возможностями средствами УМК «Школа России». Контроль и оценка результата: анализ  образовательных результатов учащихся   с ОВЗ в системе школьного мониторинга (только внутренний).

 

Ожидаемые результаты освоения адаптированной общеобразовательной программы.

Образовательная программа, разработанная образовательным учреждением, предусматривает:

  • социальная адаптация, коррекция умственного развития на основе индивидуальных возможностей ребёнка, улучшение качества жизни, возможностей и развития и коррекции личности каждого ребёнка индивидуально;
  • создание условий, способствующих усвоению программного материала,  на основе разноуровнего подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
  • создание и реализация условий по совершенствованию трудового обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью получения профессии и дальнейшего их трудоустройства, обеспечение возможности продолжения обучения в учреждениях начального профессионального обучения;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению школьников;
  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

Система мониторинга качества образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся.

Оценка качества образования осуществляется посредством:

  • системы внутришкольного контроля;
  • лицензирования;
  • государственной аккредитации;
  • государственной (итоговой) аттестации выпускников;
  • мониторинга качества образования.

Целями системы качества образования являются:

  • получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
  • представление всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования;
  • принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений;
  • прогнозирование развития образовательной системы школы.

    Задачами построения системы оценки качества образования являются:

  • формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;
  • формирование системы аналитических показателей, позволяющих эффективно реализовать основные цели оценки качества образования;
  • формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования;
  • изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности школы;
  • определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям;
  • определение степени соответствия образовательных программ нормативным требованиям с учётом запросов основных потребителей образовательных услуг;
  • обеспечение доступности качественного образования;
  • оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
  • выявление факторов, влияющих на качество;
  • содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающихся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям обучающихся;
  • расширение общественного участия в управлении образованием в школе.

Предметом системы оценки качества образования являются:

  • качество образовательных результатов обучающихся (степень соответствия индивидуальных образовательных достижений и результатов освоения обучающимися образовательных программ государственному стандарту);
  • качество организации образовательного процесса, включающей условия организации образовательного процесса, в том числе доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, организации питания;
  • качество реализуемых в школе образовательных программ, условия их реализации;
  • воспитательная работа;
  • профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества образования;
  • эффективность управления качеством образования и открытость деятельности школы; состояние здоровья обучающихся.

Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности школы. Критерии представлены набором расчётных показателей, источником расчёта являются данные статистики.

 

Критерии

Показатели

1. Предметные результаты

1. Результаты промежуточной аттестации.

2. Динамика успеваемости обучающихся.

II. Метапредметные результаты – формирование ключевых компетентностей; формирование у обучающихся опыта принятия самостоятельных решений; формирование обучающихся как читателей, зрителей, слушателей и как субъектов других видов культурно-образовательной деятельности и т.д.

1. Охват обучающихся внутришкольными этапами конкурсов в рамках проведения предметных недель.

2. Число победителей и призеров конкурсов и конференций различного уровня, начиная с районного.

 

III. Обеспечение доступности качественного образования

 

1. Данные о выбытии обучающихся из школы из-за неуспеваемости и/или неблагополучной ситуации в семье.

2. Данные о возможности выбора образовательных маршрутов на каждой ступени школьного образования (данные об организации предпрофильной подготовки, о числе элективных курсов, о возможности изучения отдельных дисциплин).

3. Данные о прозрачности процедуры приема в школу.

4. Данные об обеспеченности обучающихся дидактическими и информационными ресурсами (учебные пособия, доступ в Интернет, информационные материалы).

5. Данные о создании благоприятных условий для обучения «проблемных детей» (дети с ОВЗ, мигранты, и др.).

6. Данные об обновлении учебных программ, использовании авторских и экспериментальных программ и об обновлении фонда учебной литературы (годы изданий учебных пособий).

IV. Состояние здоровья обучающихся

 

1. Динамика состояния здоровья детей по основным группам заболеваний.

2. Сведения об организации мониторинга состояния здоровья детей и анализа причин заболеваний.

3. Сведения о наличии программы сохранения и укрепления здоровья обучающихся и ее реализации (включая меры по организации питания, выполнению санитарно-гигиенических требований к состоянию помещений и т.д.).

4. Сведения об использовании здоровьесберегающих технологий и масштабах их использования (доля учебных занятий, на которых применяются такие технологии).

V. Отношение к школе выпускников, родителей, местного сообщества

1. Данные о систематическом изучении мнений выпускников, родителей обучающихся, местного сообщества о деятельности школы.

2. Динамика позитивных оценок результатов образовательной деятельности школы, которые могут быть подтверждены материалами опросов.

3. Динамика позитивных оценок условий образовательной деятельности.

4. Динамика числа обучающихся, проживающих вне микрорайона школы.

VI. Эффективное использование современных образовательных технологий

1. Перечень современных образовательных технологий, применяемых в образовательном процессе.

2. Доля учителей, владеющих современными образовательными технологиями и применяющими их на практике (на основе анализа деятельности МО и аттестационного портфолио педагога).

3. Доля уроков (на каждой ступени образования, по предмету), на которых применяются современные образовательные технологии.

4. Доля уроков (по каждой ступени обучения, предмету), на которых используются ИКТ.

VII. Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования

1. Охват детей дополнительным образованием в самой школе.

2. Охват обучающихся школы дополнительным образованием в других образовательных учреждениях.

3. Данные о разнообразии направлений и форм дополнительного образования детей в самой школе.

4. Сведения о видах внеурочной, социально-творческой деятельности детей в школе и об охвате детей этими видами деятельности.

VIII. Обеспечение условий безопасности участников образовательного процесса

1. Динамика числа случаев травматизма детей в период их пребывания в школе.

2. Динамика числа случаев чрезвычайных ситуаций, связанных с функционированием систем жизнеобеспечения (отопление, освещение, водоснабжение и т.д.).

3. Данные об обеспечении сохранности личного имущества обучающихся и персонала.

4. Данные, свидетельствующие об отсутствии случаев физического и/или психического насилия по отношению к детям.

5. Данные о мерах по формированию культуры безопасного поведения и способностей действовать в экстремальной ситуации (в том числе за счет мер по совершенствованию изучения курса ОБЖ).

IX. Инновационная деятельность школы

1. Подтверждение инновационного статуса школы результатами независимой экспертизы.

2. Оценка результативности школы.

3. Участие педагогов школы в профессиональных конкурсах разного уровня.

4. Обобщение и распространение передового педагогического опыта на семинарах, конференциях, мастер-классах разного уровня; публикации.

X. Сочетание принципов единоначалия и самоуправления. Организация открытой школы.

1. Данные о регламентации прав и обязанностей участников образовательного процесса, о существующих гарантиях прав обучающихся, родителей, учителей.

2. Данные о реальных полномочиях коллегиальных структур (педагогического совета, родительского комитета, попечительского совета), о принимаемых ими решениях.

3. Данные, свидетельствующие об информационной открытости школы (наличие сайта школы, публикация информационных докладов и т.п.), в том числе об использовании бюджетных и внебюджетных средств.

4. Сведения о деятельности детских организаций, в том числе органов ученического самоуправления и полномочия этих органов.

XI. Продуктивность реализации программы развития школы

1. Выполнение программы развития ОУ (число поставленных и выполненных задач).

2. Сведения об участии коллектива школы в обсуждении результатов выполнения программы развития

3. Оценка значимости выполнения программы для модернизации образовательного процесса и достижения нового качества образования.

4. Открытость информации о выполнении программы развития.

XII. готовность родителей к участию в управлении школой

Доля родителей, участвующих в «жизни школы»

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

  на 2016 – 2017 учебный год

 

Учебный план коррекционно – развивающего обучения  составлен на основе:                                                                                                          - Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, утвержденного приказом  Министерства образования  РФ от 10.04.2002 года № 29/2065-п.

            - приказа Министерства образования и науки России  от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (с изменениями от  8 июня 2015 года № 576, от 26  января 2016 года № 38);

- программы  коррекционно – развивающего обучения 8 вида Воронковой В.В.;

- СанПиНа 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 № 189, с последующими изменениями от 29.06.2011; от  25.12.2013; от 24.11.2015);

- Устава МОБУ Угловской СОШ.

 

 Обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями рассчитано на девятилетний срок обучения.

В 2016-2017 учебном году во 2, 4, 5, 7, 9  классах МОБУ Угловской СОШ по программам коррекционного обучения учатся 5  детей  с особыми образовательными потребностями. Обучение детей по адаптированной общеобразовательной программе в 2016 – 2017 учебном  году проводится интегрированным методом в общеобразовательном классе, так как для открытия специального коррекционного класса вида нет достаточного количества детей.

Обучение в классах С(К)О  осуществляется по трём направлениям: образовательные курсы, трудовая подготовка и коррекционная подготовка.

 Основными целями данных курсов являются овладение учебными предметами на практическом уровне и коррекция познавательного развития учащихся. Данные курсы реализуют следующие задачи: коррекция речевой деятельности учащихся, расширение их знаний об окружающем мире и развитие навыков планирования своей деятельности, контроля и самоконтроля. Общеобразовательные курсы охватывают такие области, как родной язык и литература, математика, природоведение, обществознание и искусство.

Русский язык на первом уровне обучения  (2, 4 классы) по специальной коррекционной образовательной программе   включает следующие разделы: чтение и развитие речи , письмо и развитие речи .

На втором уровне обучения (5, 7, 9 классы) русский  язык  и литература  изучаются  также в двух направлениях: чтение и развитие речи,  письмо и развитие речи.

         В 9 классе один час в неделю из математики отводится на изучение элементов геометрии.

В целях развития творческих способностей детей и их эстетического вкуса в образовательной области «Искусство», введены  «Изобразительное искусство» и «Музыка и пение».

Занятия по физической культуре в основном направлены на реализацию коррекционно-компенсирующих и лечебно-оздоровительных задач.

Трудовая подготовка в С(К)О направлена на формирование у учащихся трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, овладение ими знаниями о самостоятельной жизни, практическое обучение жизненно необходимым умениям и навыкам.

Обучение труду в начальных классах специального (коррекционного) обучения осуществляется в рамках предмета «Трудовое обучение». На профессионально - трудовое обучение  на втором уровне обучения   отведено в 7 классе 10 часов в неделю, в 9 классе – 14 часов в неделю. Трудовая подготовка также предполагает прохождение трудовой практики учащимися 6 класса на пришкольном сельскохозяйственном участке по окончании учебного года (май-июнь).       

Коррекционная подготовка осуществляется в трёх направлениях: коррекционные курсы (развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, социально-бытовая ориентировка, ритмика), факультативы и обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия (лечебная физкультура, развитие психомоторики и сенсорных процессов).                    

Образовательная область «Коррекционные курсы»  включает в себя предметы, направленные на  исправление дефектов общего и речевого развития детей, развитие их познавательной деятельности, формирование и развитие у учащихся навыков самообслуживания и социально-бытового ориентирования (по рекомендациям ПМПК).

         Оценивание знаний обучающихся во 2-9 классах  не проводится в форме оценки  по предметам коррекционной подготовки: социально – бытовая ориентировка, ритмика, развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. По остальным предметам учебного плана выставляется отметка по пятибалльной шкале. Во втором классе оценивание по пятибалльной шкале проводится со второго полугодия.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

       КОРРЕКЦИОННОГО-РАЗВИВАЮЩЕГО  ОБУЧЕНИЯ   муниципального общеобразовательного бюджетного  учреждения

Угловской средней общеобразовательной школы

на 2016 – 2017 учебный год

 

Общеобразовательные области

 

Учебные предметы

 

Количество часов в неделю

2  класс

4 класс

5 класс

7 класс

9 класс

Общеобразовательная подготовка

Чтение и развитие речи

5

4

4

3

3

Письмо и развитие речи

5

5

5

4

4

Математика

5

6

6

5

4

Природоведение

 

 

2

 

 

Биология

 

 

 

2

2

География

 

 

 

2

2

История Отечества

 

 

 

2

2

Обществознание

 

 

 

 

1

Изобразительное искусство

1

1

1

1

 

Музыка и пение

1

1

1

1

 

Физкультура

2

2

2

2

2

Трудовая

подготовка

Трудовое обучение

2

4

 

 

 

 Профессионально –     

трудовое обучение

 

 

6

10

14

Коррекционная подготовка

 

 

 

 

Социально – бытовая

ориентировка (СБО)

 

 

1

2

2

 

Развитие устной речи на основе  изучения предметов и явлений  окружающей действительности

1

2

 

 

 

Ритмика

1

1

 

 

 

Обязательные индивидуальные 

и групповые коррекц. занятия

2

2

1

1

 

Обязательная  нагрузка   учащегося

25

28

29

35

36